Словно целая жизнь перед глазами проходит. А ведь так оно и есть - ибо это жизнь, от рождения и до смерти - братства Круглого Стола, самого короля Артура, его соратников... Взгляд той, которую называли впоследствии Фата-Морганой, Феей Морганой - сестрой Артура по матери, а в этом произведении - жрицей Великой Богини друидов, Великой Матери на Священном острове Авалон, уходящем от этого мира в туманы вместе с его жителями. В конце концов, кроме самой Моргейны (поскольку по правилам чтения Morgana так и произносится), уже давно немолодой женщины, не осталось. Навсегда покинул некогда могучий и почитаемый Авалон пределы этого мира, унося с собой древнюю магию и таинства друидов, оставшись в памяти людской лишь в легендах и сказаниях.
В "Туманах Авалона" мы видим отнюдь не злобную колдунью, всеми силами старающуюся отравить Артуру царствование, отнюдь нет. Перед нами предстает непростой жизненный путь женщины, да, владеющей древней магией, последней Владычицы Озера и Верховной жрицы Богини, которая всего лишь стремится сохранить отголоски старой веры в мире. Но на смену друидической вере приходит христианство, которое проповедуют фанатичные ограниченные узколобые священники, которые (ненамеренно, правда) искажают саму суть учения Христа, повсеместно истребляя очаги старой религии, объявляя всех женщин по определению нечистыми, сосудами греха, источниками проклятия, забывая при этом главную истину - Бог есть любовь. Впечатляет, к примеру, священник, на вопрос пятилетней девочки, зачем поститься за грехи, если Христос уже простил их, приказавший запереть ее в наказание до вечера в комнате, потому как она, мол, научилась язычеству. Или твердолобый епископ Патриций (в котором, кстати говоря, читатель может узнать покровителя Ирландии святого Патрика), не желающий даже слушать ничьих доводов, кроме своих собственных. Даже королева Гвиневра (в книге - Гвенвифар) показана настолько фанатичной, что видит грех и зло чуть ли не в каждом чужом (да и своем тоже) поступке.
Со своей стороны образованная просвещенная Моргейна, когда речь заходит о вопросах религии, так же неистова, как и епископ Патриций. Она защищает свою Богиню, как может, но все ее действия приводят к прямо противоположному результату. Но в конце концов приходит примирение. Сначала Моргейна понимает, что враждовала она "не с Христом, но с его узколобыим священниками, выдававшими свою волю за волю Господа". И под конец Моргейна стоит в женском монастыре на коленях перед статуей Богородицы, понимая, что Богиня никогда не покинет этот мир. Изменится лишь образ восприятия людей.
Явление святого Грааля в книге - это последнее и, пожалуй, самое значительное священное действо магии Авалона, последний всплеск силы Богини. Священные реликвии Авалона были выкрадены последним мерлином Британии Кевином, дабы продолжали они служить Божественному не на забытом потеряном Авалоне, а в мире реальном. Моргейна, пустившаяся в Камелот, чтобы вернуть их, пробуждает их магию, и каждый, кто испил из священной чаши, ощущает вкус того блюда, которое запомнилось ему больше всего. Но это лишь физическая составляющая. Испившие из Чаши преображаются и духовно, сами не понимая, что происходит. Королева Гвенвифар, всю жизнь прожившая заперти, боявшаяся нос из-за стен замка высунуть, внезапно понимает, что Бог, котроого она искала в наглухо запертых комнатах, постах имолитвах - на самом деле везде, в солнечном свете, в синеве неба, в дуновении ветра. В свете этого в ней преображается и любовь к Ланселету Озерному, которую Гвенвифар испытывала всю свою жизнь - начинаяс того момента, как в ранней юности она случайно прошла сквозь туманы на Авалон. Эта любовь, одновременно горькая и отрадная, потаенная и в то же время открытая, в конце концов завершается расставанием Артура, Гвенвифар и Ланселета.
Необходимо также отметить, что главные действующие лица книги - женщины. Мужчины, даже самые активные, всегда находятся на втором плане. "Туманы Авалона" - это книга о женщинах, об уходящей эпохе, когда женщина стояла наравне с мужчиной, или даже превосходила его. Все это ушло в прошлое, в туманы и в легенды.