Несколько слов об ответственности автора за своё произведение
Рецензия на книгу Елены Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери» - М.: Лепта-Пресс, Яуза, Эксмо, 2005.
- Слушай, ну оделась бы хоть сегодня по людски, слезы глядеть,
как ты на своих шпильках скачешь!
- А если сегодня придется погибнуть за Господа нашего Иисуса?-
Мишель упрямо вскинула подбородок.
- А шпильки-то тут при чем?
- Ради такого праздника надо надеть самые лучшие свои одежды.
Жанна только присвистнула тихонько вслед Мишели, признавая, что
до такого благочестия ей далеко.
Е.Чудинова «Мечеть Парижской Богоматери»
Я недаром вынесла в качестве эпиграфа именно этот отрывок из книги. По роду своих научных изысканий я часто имела дело с пропагандой тиражируемой исламскими террористами. И знаете, что мне напомнил этот отрывок? Именно – диалог, который могли бы произнести две палестинские или иракские шахидки. Замените французские имена на арабские, шпильки на чадру, Ииуса на Аллаха, и вы получите то, что так гневно обличает в своей книге Елена Чудинова – ненависть и фанатизм.
Вся книга от первого до последнего слова проникнута жгучей ненавистью к исламу и мусульманам, на всю книгу вы не найдете ни одного хотя бы нейтрального упомянания о исламской религии и культуре.
По жанру описываемая книга относится к социальной фантастике, описывающей Европу, а конкретнее – Францию, после принятия ислама в качестве государственной религии (а конкретно – ваххабизма) и повального заселения её арабами. Этнические французы – христиане и атеисты – согнаны теперь в гетто, где и доживают свой век или неприклонными мучениками, или становятся новообращенными мусульманами и выходят в мир. В обширных подземельях – метро и катакомбы – простирающихся на многие километры под Парижем, французы в тайне проводят литургии, там же собираются и члены боевой повстанческой организации, а проще говоря – террористы, ставящие своей целью возвращение Франции французам. Свои методы орагнизация позаимствовала из нашей с вами современности – взрывы машин, захват зданий, перестрелки с представителями правоохранительных органов.
Художественные достоинства текста невелики, нагнетаемая атмосфера ненависти угнетающе действует на психику всякого человека, смыслом жизни котого НЕ является уничтожение инакомыслящих и иноверцев. До середины книги текст остается публицистикой с вялым намеком на сюжет. Во второй половине появляется сюжет, но он настолько абсурден и запутан, что разбираться в нем просто не имеет смысла. Герои книги – как назвали бы их представители ролевого сообщества – манчикисты, то есть обладающие сверхчеловеческими качествами, как физическими, так и духовными. Незрелость героев, не смотря на их формально постулируемый возраст, выдает и незрелость автора, отдающего должное культу жестокого героизма. По сути, герои книги обладают психологией и рассудительностью озлобленного на весь мир подростка, желающего покрасоваться перед приятелями замученным котенком.
Сюжет строится на том, что главой сопротивления является женщина, в детстве побывавшая заложницей в Чечне, в её борьбе против ислама ей сопутствуют моолодой священник, сербский шпион и пара молодых бойцов сопротивления. Намёк на любовную линию весьма условен, автор не ставит своей целью раскрытие глубоких психологических мотивов поведения ни девушки из сопротивления, ни юноши, оба они лишь занимаются стрельбой и взрывами. Что же касается священника, то стоило бы автору чуть лучше разбираться хотя бы в христианстве, которое она отстаивает с пеной у рта и которое делает символом кровавой войны. Для начала, священник сравнивает ислам с сатанизмом, на основе представлений мусульман о Рае и лунном календаре, по которому они ведут летоисчисление, якобы это свидетельствует о культе Луны, столь распространенным у сатанаистов. Начнём хотя бы с того, что не стоит сравнивать ислам с ХРИСТИАНСКОЙ ересью. А продолжим таким интересным фактом... Помните, на куполах многих православных соборов крест покоится на полумесяце? Нет, это не символ победы христианства над исламом, это символ Богородицы, именно её атрибутом является Луна в христианстве. Так о каком же сатанизме может идти речь? Что же касается представлений о Рае... Простите, а какие выводы можно сделать о христианах, если посмотреть на их представления отстраненным взглядом? Как в том старом анекдоте, Рай – это компот, потому что там исключительно фруктовые деревья и травка. Да, и ещё один немаловажный момент. Священник в конце книги гибнет по своей воле, зная, что обрекает себя на смерть, то есть совершает самоубийство. В христианстве, самоубийство – тяжелейший грех, за который не может быть прощения, ибо это попытка приравнять себя к Богу. Так почему же в книге Елены Чудиновой священник (!) такой грех совершает? Для красоты сюжета, для культа героической смерти. Простите, в чём же здесь отличие от террористической тактики?
Вся ткань повествования проникнута глубокой ксенофобией и человеконенависничеством, приведу лишь одну цитату, чтобы проиллюстрировать это утверждение: «Собственно говоря, они и не дети в нашем смысле слова. Просто особи, не достигшие взрослого размера и способности к регенерации. Душа и интеллект у них не растут лет с пяти, только увеличивается количесвтво усвоенной информации. Впрочем, трудно сказать, дети у них не дети или же взрослые не взрослеют до различения добра и зла. Вы скажите, попади их ребёнок в добрые руки, его можно воспитать нормальным человеком.<…> Эти евгенические шедевры надо душить в колыбели, а ещё лучше – в утробе. А ещё лучше – в семени.»
Стоит ли комментировать этот отрывок? Если человек перестаёт видеть в других таких же как он, равных себе, людей, лишь потому, что их вера отлична от его и уклад их жизни ему не понятен, остаётся ли он после этого человеком? Лично для меня, нет. Так жарко защищаемое Еленой Чудиновой христианство проповедует веротерпимость, как и всякая другая религия, она неагрессивно. Не бывает неправильной веры, не бывает религии ненависти, что бы там ни утверждали подобные Чудиновой, есть только люди, конкретные люди, которые ненавидят, которые призывают к этой ненависти. Виновата ли религия в том, что люди бывают чудовищами? Увы, в этом виноваты сами люди.
И здесь воникает тот вопрос, который я вынесла в заглавие данной рецензии – вопрос об ответственности писателя за свои произведения. Странно, что сейчас не в моде гуманистическая лтература, предложение, рождаемое спросом, даёт нам широкий выбор книг отличающихся лишь методами убийства и лозунгами, под которыми эти убийства происходят. Но не стоит перекладывать всю ответственность на читателей, писатель должен своего читателя в чём-то просвещать, в чём-то воспитывать, в чём-то учить. Но чего уж он точно не должен, так это сеять семена гнева и ненависти среди людей, ибо горький урожай можно собрать с подобной почвы. Книга Елены Чудиновой не только обладает всеми свойствами литературы, способствующей разрушению личности, но и противоречит Конституции РФ в тех статьях, которые касаются разжигания межконфессиональной розни. Стоило бы подумать, что основным потребителем фантастической литературы подобного качества, в хорошеньких обложках с красивыми женщинами, держащими в руках автомат, является молодеж, которая ещё находится в состоянии духовного поиска. Какие ориентиры предлагает им Чудинова? Убийства сотен человек ради своей идеи? Героическую смерть? Это безответственность. Именно такой литературе мы будем обязаны той волной экстремизма, которая неуклонно на нас надвигается. Стоит остановится и задуматься, а кому, собственно, выгодно, издание подобных книг? Не тем ли, кто сможет много на этой ненависти заработать?
И последнее, я считаю глубоко неправильным издвать подобные ксенофобские произведения, а уж в многонациональной многоконфессиональной России тем паче, потому что в первую очередь от пропаганды ненависти пострадаем мы сами.