ПОказывали ночью с 23 на 24-е чешский (если не ошибаюсь) фильм "Полено".
Должен сказать, весьма странное зрелище. Мы так и не смогли определить, к какому его жанру отнести. Сперва думали, что это трагикомедия. Потом - что это нечто среднее между трагикомедией и фильмом ужасов. Потом вообще перестали разбирать, что к чему, и только с любопытством ждали, чем же дело кончится.
Судите сами:
Стоит себе в городе трёхэтажный жилой дом на четыре квартиры.
Там живут:
На первом этаже - некая пожилая женщина, классический образ старой коммунистки-пенсионерки, которая активно выращивает во дворе капусту.
На втором этаже - две квартиры. В одной из них проживают некие пан Стадлер, типичный мужик, любящий заложить за воротник, который всё свободное время проводит перед телевизором, созерцая рекламу, его жена пани Стадлерова, не менее типичная домохозяйка, и их дочка Эльжбетка, девчушка лет этак 12-13, которая ну о-очень развита по годам и чем-то напоминает Среду Адамс. Стадлеры непрестанно обсуждают основную дебу живущих напротив них соседей - пан Карел Хорбек и пани Божена, его супруга, бездетная пара средних лет. Детей у них быть не может, поскольку стерильны оба, по этому поводу их быт представляет собой сплошную чёрную тучу. Боженка целыми днями льёт слёзы, да и муж в непрекращающейся деперссии (Эльжбетка: "Может, у него медленная сперма". Пан Стадлер: "А ну-ка, что ты читаешь? " (отбирает книгу. Книга называется "Основы половой жизни", с иллюстрациями и т.п.). В другой раз Эльжбетка была умнее и обернула книгу в суперобложку со сказок, благо папа дальше обложки не заглядывал).
На третьем этаже - некий древний пан Злобек, дедуля, страдающий стенокардией, тем не менее, каждый день он таскает полные вёдра с углем,так как отопление не централизованное, и в квартире у него установлена обыкновенная печь. Всякий раз, как пан Золбек видит Эльжбетку Стадлерувну, он нацепляет на нос очки и уставляется ей на коленки, а то и выше, если получится (в это время камера крупным планом показывает, как расходятся на ширнке пуговицы, и оттуда выскальзывает рука. Аллегория, что с неё возьмёшь). Хорбеки снимали летом дачу, и в один прекрасный день Карел выкорчёвывал пни. И один из них в извлечённом состоянии очень напоминал младенца-мальчика. И принёс Карел это полено жене.
Зря.
Боженка сразу же стала "ребёночка" заворачивать в одеяло с воплями "ему холодон", пеленать и всё такое прочее. Карел сообразил, что что-то тут не то, но увы, отобрать у супружницы полено было уже невозможно. Боженка настолько увлеклась идеей, что это ребёнок, что стала изображать беременность перед всеми окружающими, сшила 9 подушек разного размера с номерами (согласно месяцам беременности) и активно симулировала токсикоз, поедая солёные огурцы со взбитыми сливками - разумеется, тут же приходилось бежать в туалет с целью рвоты.
Так, мало-помалу они дотянули до "родов", переполошив соседей, которые по доброте душевной пытались вызвать "скорую" (Карела тут чуть удар не хватил: приедет врач, а у жены подушка. Вот тут бы Боженка в дурку и загремела бы). В изображении схваток Боженка саму себя превзошла, с трудом дотянула до дачи, де своего часа дожидалось заранее приготовленное "полено". Оставив жену нянчиться с "буратиной" Карел уехал на неделю в город.
На этом трагикомедию можно счесть оконченной.
Потому как дальше началось невообразимое. Объявил Карел везде, что у него сын по имени Отик, спустя неделю приехал на дачу - выметается из дверей вусмерть перепуганная кошка. Он входит - а полено сосёт грудь Боженки отверстием от сучка и активно шевелит корнями. А Боженка счастливая донельзя.
Ой-ой-ой!
"Ребёнок" оказался прожорливым и рос не по дням, а по часам - однажды даже мамочку ухватил за волосы здоровенными зубищами. Пришлось родителям закупать продукты тоннами. Да ещё во время прогулки боженка с безумным лицом никого не подпускала к коляске, когда соседи просили показать дитятку. Но как-то раз Эльжбетка подкараулила коляску у магазина, стянула с Отика носочек - а оттуда вылез корень и цапнул Эльжбетку за палец. Девочка перепугалась, помчалась домой, заперлась в комнате, открыла книжку со сказками и нашла там историю про ожившее полено, которое было вместо ребёночка у бездетной пары жрало всех, кто под руку подвернётся, начав при этом с родителей
Тем временем наше Полено сожрало кошку. Карел было хотел его уничтожить, но Боженка завопила-запричитала, и любящий муж решил ничего не предпринимать.
Эльжбетка интересуется у родителей, не пропадал ли кто, а услыхав про "сбежавшую у Хорбеков кошку" мрачно изрекает, что это-де только начало.
И это действительно стаол только начало. Потому как следующей жертвой стал пожилой почтальон пан Владек.
Найдя в комнате форму, сумку и кости, супруги хорбеки переполошились. Карел думал о том, что их посадят, Боженка - что повредят её ненаглядному Бура... Отику.
Пришлось мужу ночью письма разносить, прячась за фонарями.
Боженка больше не вывозила полено на улицу, в коляске лежал пластиковый пупс.
В это время бабка с первого этажа (которая вначале фильма высадила семена капусты, и вообще, в течение всего фильма фоном служит как раз рост этой капусты) тоже суётся в коляску, видит там куклу и бежит в полицию, Боженка-де умертвила ребёнка, закопала во дворе и притворяется. Полиция начала расследоваине, выявила, что у пани Хорбековой детей быть не может в принципе, и отправила соцработницу - крупную такую наглую тётку, которая силой вломилась в квартиру, отталкивая Боженку, умолявшую не входить, а уйти, добралась до детской и была съедена Отиком.
На соцработнице Карел не выдержал, повязал полено по рукам-ногам (то есть, по корням) и уволок в угольный подвал, где и запер в ящике.
Эльжбетка Стадлерувна подслушивала всё это время у дверей. Как-то раз пан Злобек, подымавшийся по лестнице, увидел её, наклонившуюся, в короткой юбочке, одел очки... И у него начался сердечный приступ (надо сказать, что родители Эльжбетки не верили ей, что пан Злобек на неё заглядывается, мотивируя это тем, что он слишком стар. Стар, да удал). Дедуся, конечно, принял лекарство, но в другой раз, когда он стал было одевать очочки, дабы посмотреть на трусикиЭльжбетки, та, обернувшись, изрекла: "Пан Злобек, прекратите немедленно, а то у вас опять будет сердечный приступ".
Тем временем, Эльжбетка дочитала сказку про Полено до того момента, когда то, пожрав на своём пути родитеелй, детей, пастухов осо стадом, добралось до капустного поля некоей старухи, а та, увидев , что вся её капуста съедена, взяла тяпку и убила Полено ударом в брюхо.
Девочка спустилас в подвал, подошла к ящику с Отиком, и, заявив "я пришла тебе помочь, он я не еда", развязала Полено, вымыла ему корни (мой руки перед едой) и накормила. С тех пор она регулярно опустошала холодильник, а свободное время проводила в подвале, говоря родителям, что пошла к своей подруге Отилке. Полено же она поучала ни в коем случае не есть капусты, а тяпку соседки засыпала углем.
Соседка, возмутившись ("У пенсоинерки даже тяпку украли" - вопила она), купила новую, привязала к ней верёвку и, дождавшись, пока Эльжбетка попыталась и её припрятать, учинила ей разборку. Девочка в слёзы: "Я спрятала тяпку. чтобы вы не убили Полено, как в сказке, оно хорошее и несчастное". Бабка решила, что это игра, и обещала не бить полено и ничего не говорить Стадлерам в обмен на возврат тяпки. На том и порешили.
Пани Стадлеровой надоело, что Эльжбетка каждый день опустошает холодильник - семья была небогата - запретила дочери к нему подходить. Эльжбетка со словами "Вы толкаете меня на страшное преступление" ушла в подвал, достала шесть спичек, одну разломила и начала жеребьёвку.
"Мама - нет. Папа-нет. Хозяин дома - нет. Пан Злобек - короткая спичка".
Вышла в коридор - дедуся как раз спустился в подвал.
Эльжбетка: (сквозь зубы): "Вспони дурака - он тут, как тут". Вышла в коридор, принимает зазывающие позы и зовёт: "Пан Злобек, вот и я". Дедуся побежал в подвал, где его уже ждали. И скушали.
Когда выяснилось, что бесследно пропал ещё и пан Злобек, Карел помчался к соседям за бензопилой, невзирая на все дикие вопли супруги и валяния в ногах.
Бабка с первого этажа, что-то смекнув, поребовала у Эльжбетки книжку со сказкой про полено и отправилась её изучать в свою квартиру.
Эльжбетка тем временем снова ведёт жеребьёвку: "Мама-нет. Папа-ент. Хозяин дома - нет. Пан Хорбек - да". Выглядывает в коридор - а там Карел с пилой. Она - обратно со словами "Идёт еда". Входит арел в подвал - а там Полено активно намыливается и моет корни, после чего хап папашу - и съело. И пила не помогла.
Услыхав крики мужа, Боженка спустиалсь вниз - и тоже была скушана за милую душу.
Эльжбетка вернула отцу пилу сословами "Пан Хорбек благодарит, она ему больше не понадобится".
Пани Хорбекова, испугавшись неведомых исчезновений, забаррикадировала двери, в одну руку взяла тесак, в другую - колотушку, села у баррикады и никого не выпускает, сколько муж и дочь не пытались выйти наружу. В отчаянии Эльжбетка (Полено-то голодное) бросается к окну и успевает заметить, как длинные корни метут в подвальное окошко всю капусту со двора.
Развязка была короткой и жестокой. Увидев, что стало с плодами её труда, бабка с первого этажа схватила тяпку и отправилась в подвал, отшвырнув вставшую было на её дороге истерически вопящую Эльжбетку.
Финальная сцена: идут титры, а на их фоне рыдания Эльжбетки, заканчивающей сказку "и выпрыгнули из живота все, съеденные Поленом".
Надо сказать, филм очень, очень странный.
Психиатрам есть, на что посмотреть.
Но, в то же время, можно сказать, что и неплохой.